О чём поют собаки?
Но все эти работы осложнялись тем, что в процессе исследований результат получался разный и не было выявлено каких-либо закономерностей. Поэтому до настоящего времени природа этого явления остаётся до конца не изученной, и принято считать, что оно может возникать под воздействием разных причин. — Дед, выходит, собаки могут петь? — спросила супруга после просмотра субботней передачи «Видели видео». — Хм, скажешь тоже! Не поют они вовсе — воют. А участники передачи и ведущий с модным ирокезом на башке умиляются: какие музыкально одарённые собачки! — Но я же сама видела — собака действительно пела под музыку! — Видела, видела… Говорю тебе: воют! Сама знаешь, детство и юность у меня прошли в доме дедушки и бабушки, а у них всегда были собаки. Сначала дворняжка Гримка, а потом пошло-поехало: артистка цирка лилипутов, проживавшая напротив, подарила моей бабушке сразу трёх белых щенков болонки. Их назвали, как мушкетёров: Атос, Портос и Арамис. Удивительно то, что щенки, когда выросли, точно соответствовали по характеру и виду своим литературным героям. Портоса и Арамиса бабушка отдала дочерям: маме и моей тёте Инне, а Атос остался у нас. А через год мама привезла из Киева отбившегося от цирка большого пуделя Тяпу…
Позже купил щенка овчарки, Ирму. Стал членом клуба служебного собаководства, освоил работу кинолога. Дрессировал собак по курсу ОКД и ЗКС. Последним стал мой друг — доберман Граф, чемпион Ростовской области. Полагаю, что неплохо знаю собак. А что до их «пения» — разговор длинный и совсем не простой. Никого, собственно, не интересует причина этого явления. Чаще всего такое реагирование собак на музыку умиляет людей несведущих, других раздражает их «пение». Считают — примета плохая. Ты же знаешь, в молодости я занимался музыкой, играл в разных коллективах. Поэтому приходилось заниматься дома не менее двух часов в день. И вот что я заметил… Тяпа кое-как терпел звуки нижнего и части среднего регистра, но как только слышал высокие ноты — начинал истошно выть, задрав голову вверх. Третью октаву совершенно не переносил. Я не любил его за то, что он грыз корешки книг и мешал мне репетировать, а он отвечал мне взаимностью. Размышляя о вое пуделя, поставил нехитрый эксперимент. Испробовал воздействие звука не только на Тяпе, но и на Гримке и Ирме. Грим встревожился, закрутился и сбежал, а Ирма сидела на цепи — деваться ей было некуда. Она жалобно и тревожно завыла. Тоскливый вой Ирмы отличался и по тональности, и характеру, что, в общем-то, было неудивительно, так как порода, пол собак, вес и другие физиологические особенности у них разные.
Вспомнил, что читал в «Лесной газете» у В. Бианки, что по вою можно даже посчитать поголовье волчьей стаи. Вой волков и лай собак имеют специфические индивидуальные особенности: многоголосый хор, доносящийся от стаи, позволяет определить их численность. Ведь каждая особь выводит рулады по-своему. Исходя из этого факта, можно утверждать, что у собак имеются не только индивидуальные голоса, но, возможно, и индивидуальное восприятие звуков. Но это совсем не означает, что они поют. Продолжив эксперимент, я взял аккордеон и исследовал влияние не только звука, но и мелодии. Кроме того проверил реакцию собак на сочетания звуков. Ещё раз убедился, что собаки подвывают при повышении тона. Терция и вообще гармонический ряд в нижнем и среднем регистре воздействия не имел, а вот интервал в большую и малую секунду заставлял моих собак истошно выть. Так что вой собак зависел не от мелодии, а от высоты и раздражающего сочетания двух и более звуков. Кстати, сильно раздражает собак звук губной гармошки — проверял не раз. — Очень интересно, — сказала супруга, обладавшая абсолютным слухом. — Но я услышала, что, подвывая, собака попадала в тон отдельным музыкальным фразам. — Чепуха, это совпадение. Нет оснований предполагать наличие у собак музыкального слуха. Хотя я не раз слышал, что собачьему уху якобы предпочтительны классические произведения, что они не реагируют на рок, рэп и прочие «рваные» ритмы. Выдумки это, по моему мнению. Они, прости за повторение, реагируют на пронзительные ноты!
Я где-то читал, что бродячие собаки в Турции воют под молитвы муллы, когда тот поёт в мечети и его протяжный голос через микрофон раздаётся на весь город. А ведь по этому факту кто-то может заявить о религиозных собачьих способностях — мол, собаки тоже молятся! Объяснение этому явлению надо искать в их далёком прошлом, а не выдумывать чёрт знает что. Поют — не поют! Учёные до сих пор спорят даже о предках домашних собак, а тут проблема с пением! На роль предков претендуют волки, шакалы и дикие собаки, которых и в природе-то не осталось — только в мультфильме Маугли сражается с огромной стаей диких рыжих псов. Но кто бы не был предком собак, способы коммуникации у них общие: все они общаются друг с другом с помощью запахов, сигналов, передаваемых хвостом, ушами, всем телом и звуками. Звуковые сигналы можно разделить по признаку передачи на расстояния. Скулят и повизгивают животные, если нужно, чтобы этот звук услышал тот, кто находится рядом. Лай может передаваться на расстояния до ста метров. А вот вой семейства псовых передаётся на очень большие расстояния. На равнине вой может быть услышан до десяти километров, а в горах или на возвышенности и того больше.
Потребность выть обусловлена наличием инстинктов, заложенных в геноме. Они таким образом передают друг другу информацию о стае. Вой позволяет очертить границы охотничьих участков и предотвратить развитие территориальных конфликтов. Наследственная информация, единая для представителей всех пород, требует ответить воем на вой даже в том случае, если звук исходит не из горла волка или собаки, а из любого неодушевленного предмета, музыкального инструмента, например. Встречаются собаки, которые не любят выть. У всех разные таланты, как и у людей, но все псы реагируют на подобные звуки. И большинство откликаются на любое подобие призывного воя. Интересно, что учёные установили: собаки могут улавливать звуки, выходящие за пределы восприятия человеком. Например, могут слышать инфразвук и ультразвук. Не помню где, я прочёл, что предельная частота восприятия звука для человека равняется 20 кГц, а собака в состоянии слышать звуки с частотой до 40 кГц. И эта особенность вызывает у неё соответствующие реакции. Ведь не зря в настоящее время ультразвуковые приборы широко применяются в дрессировке и коррекции поведения собак. В зависимости от частот, на которых они работают, они могут быть использованы как в качестве свистков и устройств, подзывающих собаку или побуждающих к определённому действию, так и в качестве отпугивателей, вызывающих у животного чувство страха.
В моей практике ультразвуковые приборы не использовались в дрессировке. Скорее всего, это новейшие разработки, но что интересно в этой связи: музыка имеет достаточно широкий диапазон частот. Вполне возможно, что какие-то звуки, неразличимые для человеческого уха, хорошо слышат собаки, и именно они вызывают состояние дискомфорта, которое и проявляется в беспокойном вое. Причём «сила» этого восприятия индивидуальна, также как и диапазон доступных уху частот. Поэтому на одну и ту же музыку разные собаки реагируют по-разному. А для одной и той же собаки какие-то аккорды могут быть индифферентны, какие-то неприятны, а какие-то — вызывать чувство тревоги и даже болезненные ощущения… Так что, скорее всего, собаки воспринимают звуки как сигнал тревоги. Если высокие частоты издает музыкальный инструмент, то в животном может пробудиться зов предков. В результате собака начинает «петь» под музыку. Причём надо думать, что среди собак гораздо большими способностями выть обладают особи с лидерскими наклонностями. Их инстинкт превалирует над другими собаками. Заинтересовавшись узкой проблемой «пения» собак, я узнал для себя много нового. Думаю, что и читателю это тоже будет небезынтересно. Оказывается, что психологи есть не только у людей, но и у животных! Есть такая наука — зоопсихология. Она является частью этологии и сегодня очень востребована. Тема любопытная, и я с огромным интересом прочитал всё, что нашёл в Интернете
Например, американский ветеринар, зоопсихолог Чарльз Сноудон из Университета Висконсин-Мэдисон пишет, что: …цирковые и парадные лошади четко попадают в такт, когда звучит оркестр. Ритм хорошо дается и тем же собакам, которые в цирке танцуют под марши. Крысы любят Моцарта, это доказано многочисленными экспериментами. Некоторые виды обезьян поют почти по-человечески. Акулы и даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на классическую музыку и умеют делать различия в композициях. Попугаи жако любят нечто ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под грозные переливы токкат Баха. Причем одни охотней слушают регги, другие больше любят классику. Было установлено, что попугаи электронную музыку не переносят. Слоны обладают музыкальной памятью и слухом, они даже способны запоминать мелодии из трех нот. А Сноудон, исследуя влияние музыки, вместе с композитором Д. Тэем создали музыку, подходящую для животных. Еще в 2009 году исследователи сочинили две песни для игрунков — обезьян, у которых вокализация на три октавы выше, чем наша, а сердечный ритм вдвое быстрее. Песни звучат пронзительно и неприятно для нас, но, как оказалось, они вполне по душе обезьянам. Одна мелодия моделировалась на тонах возбужденного животного, а быстрый темп заметно оживил игрунков. Ну, а вторая песня «баллада игрунка», основанная на тонах счастливой обезьяны и медленном темпе, успокоила животных и сделала их необычайно дружелюбными. Сноудон и Тэй продолжили сочинять музыку для котов: Мы обнаружили, что кошки предпочитают слушать музыку в их диапазоне тональностей и темпе, а не музыку людей.
На основе результатов Тэй начал продавать кошачьи песни онлайн (1,99 доллара США за одну) через компанию под названием «Музыка для кошек». С собаками результаты их исследований осложнились. Отметили только, что «большие собаки лучше реагирует на музыку, чем маленькие, такие, например, как чихуахуа» (публикация Сноудона «Какую музыку предпочитают домашние любимцы?»). Я скептически отношусь к этим сообщениям. В них можно прочитать, что собаки не просто воют, а даже исполняют музыкальные композиции! В той же статье рассказывается, что три собаки в Карнеги Холл исполнили сочинение Кирка Нурока «Howl», затем этот композитор написал сонату для фортепиано и собаки. Вполне возможно, что собаки выли и в знаменитом зале для развлечения публики, однако все кинологи, как один, отмечают: ни одна собака не будет выть в хорошем расположении духа и веселом настроении. Её заставляет это делать одиночество, скука, дискомфорт, страх. Особенно характерно такое поведение для собак, живущих на привязи или в постоянной изоляции, лишенных прогулок и тесного контакта с человеком. Также существует мнение, и оно не беспочвенно, что воем собака может реагировать на предчувствие беды, стихийного бедствия или разлуки с любимым хозяином. В любом случае, вой — это сигнал дискомфортного состояния животного. Соответственно, у других собак, которые его слышат, он также может вызывать тревогу и нередко они начинают подвывать.