«Одинокая кошатница»: что за всем этим скрывается?
Покопавшись хорошенько в памяти, любой из нас найдет среди своих знакомых женщину, подходящую под этот устойчивый стереотип. Личная жизнь не сложилась, давно оставлены любые попытки выйти замуж. Возраст бальзаковский или приближается к нему. Крошечная квартирка, не видевшая ремонта с момента постройки дома. И кошки… Много кошек. Кажется, наша условная героиня нашла отдохновение именно в этих усатых созданиях. Запах в квартире стоит соответствующий.
Заранее просим прощения, если невольно задели чувства кого-то из читателей. Поверьте, ничего дурного мы не имели в виду. Повторимся: мы рассматриваем исключительно стереотип. А идея заключается в следующем: если так и не получилось обрести личного счастья, можно попытаться отдать душевное тепло усатым любимцам. Так ли это на самом деле?
Ответ простой: конечно, нет. Равно как нет зависимости любви к кошкам от штампа в паспорте (вернее, от его отсутствия). В конце концов, кошек любят многие – и мужчины, и женщины, и одинокие, и семейные, а о возрасте вообще промолчим. Ларчик, по всей видимости, открывается просто: одинокие люди всегда на виду. И почему-то они чаще всего становятся предметом обсуждения окружающих. Даже кошку им нельзя завести – сразу появятся «нехорошие» параллели.
Иными словами, дело именно в стереотипах. Плюс ко всему, беспощадная народная молва почему-то считает кошек выбором неудачников всех мастей и изгоев. Дескать, не смог (или не смогла) состояться в жизни, нечего предъявить окружающим, замкнулся в своем узком мирке – так найди себе утешение в виде кошки. И действительно, присутствует некий шовинизм пополам с сексизмом. Обратите внимание – как правило, «общественное мнение» наиболее сильно бьет именно по женщинам. И почему-то никто не хочет понять, что людям жизненно необходимо делиться теплом своей души, о ком-то заботиться, кого-то опекать. Наконец, как-то уходить от щемящего одиночества. Найти себе надежного друга и компаньона.
Имеет ли значение количество питомцев? Вернемся к выражению «одинокая кошатница». По сути, мы не видим ни бранных, ни обидных слов. Однако в лицо такой ярлык стараются не приклеивать, выражение употребляется разве что за глаза и шепотом.
Более того, люди сейчас стремительно отдаляются друг от друга. Канули в Лету времена, когда праздники отмечали коллективно, всем подъездом. Обсудить личную жизнь соседей – это и вовсе считалось не зазорным, а чем-то самим собой разумеющимся. А что теперь? Хорошо, когда мы знаем соседей по лестничной площадке хотя бы в лицо. Чем они живут, как они живут – нас это категорически не интересует, но за одной важной деталью – когда соседская жизнь не касается нас самих. Выше мы отметили, что далеко не все «сумасшедшие кошатники и кошатницы» придерживаются санитарных норм и правил. Любовь к кошкам приобретает какие-то гипертрофированные формы. Одно дело – одна, две, три, даже пять кошек. Когда животные ухожены, накормлены, в доме чистота. Совершенно другое дело, когда «одинокие кошатницы» превращают свой дом в натуральный приют для хвостатых животных. Количество «питомцев» иногда доходит до нескольких десятков. Антисанитария, неприятный запах, тараканы – теперь все это касается уже соседей.
Существует версия, что люди-фанатики в прямом смысле слова «заболевают» кошками, впадают в некую форму зависимости. Наличие большого количества питомцев вызывает у них выброс дофамина – биологически активного вещества, ответственного за радость и положительные эмоции. Пока ученые проверяют эту версию, возможно, действительно, что-то такое есть. Если присмотреться, то да – некоторые «закоренелые» кошатницы даже теряют счет своим питомцам.
Давайте подводить итоги. «Одинокая кошатница», даже «старая одинокая кошатница» — это, скорее, фигура речи. Стереотип, как мы отметили выше. Однако осуждать одиноких людей за наличие пушистого питомца – это, простите, выходит за все рамки. Особенно когда ни люди, ни их питомцы не делают окружающим ничего плохого. Отрицательную коннотацию расхожее выражение приобретает в случае, когда из обычной квартиры делается подобие кошачьего приюта. И вот с таким «увлечением» уже надо что-то делать. Сначала – беседа. Затем придется подключать ТСЖ, управляющие компании, зоозащитников и даже полицию.