Волко-собаки: что мы о них знаем?

Волко-собаки: что мы о них знаем?

Что первым приходит на ум, когда мы слышим о полусобаках-полуволках? Крупные, сильные, выносливые, умные и довольно опасные, агрессивные животные, благодаря текущей в их жилах «дикой» крови. Рожденным от волка и полусобаки-полуволчицы был легендарный Белый Клык Джека Лондона. В отличие от многих других гибридов животных, получившихся в результате скрещивания близких видов, потомство собаки и волка не только жизнеспособно, но и может, в свою очередь, приносить щенков. Однако многие из наших представлений об этих удивительных созданиях отнюдь не соответствуют действительности. Именно желание разобраться в этом вопросе и стало мотивом написания данной статьи.

Гибриды волка и собаки известны людям с незапамятных времен. Во время раскопок захоронений в Америке были найдены окаменевшие останки необычных животных, возраст которых более 10 000 лет. В Европе также находили скелеты странных «собак», которые, предположительно, жили рядом с людьми, но не были одомашнены, еще до нашей эры. В 2010 году во время раскопок в мексиканском Теотиуакане археологи нашли необычные изображения полуволков – полусобак – полукойотов, которым не менее 2 000 лет, а также захороненных вместе с воинами животных. Трудно судить, представляли ли они именно гибриды собаки и волка – никто не может с уверенностью утверждать, как именно выглядели и волки, и собаки в те далекие времена, тем более маловероятным представляется факт намеренного скрещивания видов.

В исторически более близкие времена известны уже целенаправленные попытки получения потомства от собаки и волка. Некоторые племена северо-американских индейцев специально привязывали суку во время течки в лесу к дереву, в надежде получить щенков от волка-отца, иногда это даже удавалось, но увы – очень часто собаки погибали.

В 1766 году в Англии повязали собаку с экстерьером овчарки (утверждена порода была значительно позже) с кобелем-волком. В результате родились 9 щенков, получивших название Поморские собаки, часть из которых купила знать, а остальные попали в зверинцы. Попытки продолжить разведение имели место, однако потерпели сокрушительное фиаско – полученные гибриды унаследовали отцовский волчий характер и были настолько пугливы и недоверчивы по отношению к людям, что совершенно не приручались…

Собственно, это могло быть ожидаемо и довольно логично: собака прошла огромный путь длиной в более чем 10 000 лет, чтобы научиться не бояться человека и мирно с ним сосуществовать! Волки же очень осторожны, опасаются человека и обычно стараются держаться от него подальше. Только голодные времена могут заставить волка приблизиться к человеческому жилью или напасть на одинокого путника, да и то, в основном, всей стаей. Доминирование у потомства волчьей сути и привело к провалу эксперимента.

Аналогичные попытки скрещивания проводились и в Германии и, собственно, с тем же результатом – полученное потомство не поддавалось не только дрессировке, но даже простой социализации. Ученые развели руками и были вынуждены признать, что даже если характер обоих родителей хорошо известен, предсказать поведение потомства практически не реально – многие гибриды собаки и волка отличались неустойчивой психикой, могли проявлять агрессию по отношению к сородичам или человеку (в основном, в случае опасности с их точки зрения). В Германии же проводилась попытка вязки волка и пуделя, но и это не дало положительных результатов.

В 1925 году Ландер Сарлос, работавший в Голландии, впервые получил волко-собаку, которая была признана Международной Кинологической Федерацией (FCI) в 1981 году, путем вязки волчицы Флеры и кобеля немецкой овчарки. Из помета были отобраны 8-ми месячные перспективные щенки, с которыми продолжалась селекционная работа. В 1962 году в породу снова «подбавили» волчьей крови путем вязки гибридного кобеля и волчицы Флеры II – эти животные были названы Волчьей собакой Сарлоса. Несмотря на то, что с потомством работали опытные кинологи при спецслужбах и в жилах щенков было не больше 10% волчьей крови, эта порода в конце концов попала в «черный список» необучаемых и неуправляемых. Лишь единицы поддавались обучению, остальные отправлялись в зоопарки, так что дальнейшая работа в этом направлении была признана бесперспективной. В начале 2000-х порода оказалась на грани вымирания, жив ли сейчас кто-либо из потомков Флеры II неизвестно.

Первый относительно удачный опыт по получению гибрида волка и собаки – Чешский волчак. Карел Хартл, работавший при военном питомнике, повязал выращенную людьми карпатскую волчицу Бриту с немецкой овчаркой, лучшим кобелем-производителем. Однако первый эксперимент провалился, щенки родились мертвыми. Вязку повторили, заменив кобеля, и полученное потомство оказалось не только здоровым и крепким, но и вполне адекватным.

Эти животные с 50% волчьей крови поддавались обучению и впоследствии использовались как пограничные собаки, а в 1982 году Чешский волчак был признан национальной породой Чехии. Создателю породы даже удалось получить разрешение на вывоз волчаков за пределы страны, что повлияло на признание этой породы в мире. Сегодня щенков Чешских волчаков продают в четырех питомниках Чехии, однако их стоимость и требования к будущим владельцам направлены на то, чтобы исключить возможность попадания животных в неумелые руки.

Чешские волчаки внешне почти неотличимы от волков, однако их характер больше напоминает немецкую овчарку. Сами же кинологи оценивают эту породу далеко неоднозначно: установлено, что чешские волчаки терпеть не могут маленьких детей и могут внезапно напасть на прихрамывающего, плохо себя чувствующего или просто испугавшегося человека, почувствовав свое превосходство над ним. Только в Северной Америке за период с 1981 по 1999 год было зафиксировано 38 нападений гибридов волка и собаки на человека, в 13 случаях с летальным исходом жертвами стали дети. Опасны они и тем, что до сих пор не разработана специальная вакцина против бешенства для волко-собак, «собачья» же, по утверждению многих ветеринаров, в данном случае мало эффективна.

В России программа по получению гибрида волка и собаки велась на базе Пермского военного института внутренних войск МВД России под руководством Касимова Вячеслава Махмудовича. Потомство прирученной и выкупленной у охотника волчицы Найды, для которой четыре года подбирали кобеля, пока она не нашла его сама, получило название русский волкособ. Эти животные хорошо обучались, были умны, обладали прекрасной памятью, возможные проявления агрессии у них удавалось контролировать. Порода русских волкособов не была признана Международной Кинологической Федерацией, однако такая цель изначально и не ставилась: волкособы были выведены исключительно «для служебного пользования». Сейчас пермский эксперимент закрыт, однако потомки Найды и поныне участвуют в разведении служебных собак.

Исходя из всего вышеизложенного, возникает вполне закономерный вопрос: откуда такой неослабевающий интерес к получению гибрида волка и собаки? Ответ заключается в «рабочих» качествах этих животных, которые незаменимы в случаях, когда обычным собакам не хватает скорости и выносливости. Если для овчарки пробежка в 20-30 км с отдыхом считается хорошим результатом, волкособ может после нескольких дней голодовки одолеть расстояние в 150-200 км за сутки! Волкособы легко без разбега перемахивают через забор высотой 2 метра. Нюх у них в 5-6 раз острее собачьего, они легко берут даже старый след и почти никогда его не теряют. Волкособы намного быстрее и легче собак учатся распознавать непривычные запахи, например, нефть. Оружие, взрывчатку или наркотики на ограниченном пространстве волкособы обнаруживают за 15-20 секунд, на что у собаки может уйти 4-6 минут. Волкособы умнее, сообразительнее и хитрее немецких овчарок, у них «мертвая хватка» — вцепившись, к примеру, в руку нарушителя, волкособ никогда не станет ее трепать, как собака, а методично будет подбираться к горлу.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *