Вы потеряли домашнего любимца: откровенно о «комплексе вины»
Вспоминаются дальние знакомые автора этих строк. «Дальние» — потому что из соседней области, и наше общение в основном протекало по телефону или видеосвязи. Но важно другое: их пожилой шестнадцатилетний пес уходил долго и мучительно. Сказать, что он был членом семьи – ничего не сказать. Рыдали все в голос. Как дети, так и старшее поколение. Побывали на приеме у всех светил ветеринарной медицины в округе, включая дорогих столичных специалистов. Последние полгода питомец неохотно ел – и вся семья стала буквально одержимой в поисках подходящего корма. Не останавливались перед ценой. Даже взяли потребительский кредит – расходы, как вы понимаете, были очень большими.
Но пес медленно, но верно уходил. Более того, он жестоко страдал. И страдал далеко не один: его боль не менее тяжело переживали хозяева. На каком-то этапе они поняли: сражение за жизнь питомца проиграно. Пришел его час. Опросили всех друзей и знакомых, имеющих хоть какое-то отношение к теме. Вопрос на повестке дня стоял один: эвтаназия (усыпление). Большинство, включая и меня, высказались «за». Несчастное животное усыпили. Как вы думаете, закончились ли проблемы для этой семьи? К нашему общему великому сожалению, нет. Во-первых, люди не избавились ни от одной вещи из тех, что принадлежали любимцу. Каждое утро у них начинается с осмотра миски собаки. «Вот сейчас бы он поел…» — терзаются убитые горем хозяева. Снова слезы, переходящие в рыдания. Лежанка, ошейник – даже спустя месяц они не могут равнодушно на все это смотреть. Во-вторых, невесть откуда взялся комплекс вины. Совершенно внезапно выяснилось, что эвтаназия – это великое зло. Взяли и укоротили жизнь бедному псу. А вдруг удалось бы отыскать чудо-ветеринара, который сделал бы операцию, и она помогла? Не в России, так в Америке?
Кое-кто, прочитав предыдущий абзац, покрутит пальцем у виска. Подумает с раздражением – да они сами больные люди, их надо лечить. Кстати, ныне отношения автора с упомянутыми знакомыми переживают охлаждение. Причина – мой совет об усыплении. Но у меня нет никаких обид. Знаю, какое место в жизни людей занимал этот пес. Понимаю и сочувствую горю. Только вот не знаю, надолго ли в их семью пришел «комплекс вины». Описал подробно ситуацию именно потому, что случай явно не единичный.
В поисках ответа мы перелопатили множество источников. Отечественные коллеги-авторы оказались скупы на советы. А вот что говорит доктор Стефани Роджерс (Dr. Stephanie Rogers), эксперт, танатолог из детского консультационного центра в городе Тампа (Флорида, США): «Разделяю боль и чувства всех хозяев, которым приходилось делать непростой выбор, принимать тяжелейшее решение. «Комплекс вины» наблюдается при этом довольно часто. Люди начинают казнить и терзать себя – все ли они сделали, во все ли двери постучались. Хозяева переживают даже в тех случаях, когда уход питомцев произошел в силу естественных причин. Причина одна – прочнейшая связь между хозяевами и домашними животными, которая устанавливается за долгие годы совместной жизни. Отношения между людьми и питомцами зачастую достигают точно такой же силы, что и отношения родителей и детей».
Это свойственно нам, людям. Мы не зря считаемся носителями разума. Мы все время сомневаемся. Сомневаемся, сделав тот или иной шаг в жизни. «Правильно ли мы поступили? Может, надо было идти по другому пути?» Это удел всех думающих и неравнодушных людей.
Послушаем доктора Роджерс: «Любое горе сопровождают простые человеческие эмоции. В нашем случае это безграничная скорбь. Скорбь заменяет собой любовь, которую люди испытывали по отношению к своим ушедшим родным и близким. Но в норме вскоре приходит облегчение. Со временем люди осваиваются в новой для себя роли, учатся жить и принимать новые условия. Облегчение вовсе не означает предательство или то, что вы стали любить ушедшего друга меньше. Напротив, сострадание, забота, хлопоты, которыми вы окружили умирающего, должны заставить подумать о собственном отдыхе, о передышке, восстановлении сил. С тем, чтобы жить дальше, быть готовым к новым вызовам».
Многие коллеги предостерегают хозяев, недавно проводивших своих друзей на радугу, от приобретения новых питомцев. Чем, по сути, тоже подливают масла в огонь – мол, не время, это как предательство. Что же, новый питомец – это глубоко личное решение. Каждый находит ответ для себя сам. Но вот что думает доктор Роджерс: «Критическим я называю срок от двух до трех месяцев. Моя практика показывает, что все это время голова категорически отказывается принять мысль о новом питомце. Но затем чувство вселенской скорби уходит. Всё как бы встает на свои места, раскладывается по полочкам. Ушедший питомец никуда не уходит из сердца, он занимает там свое почетное место. Но далее начинается борьба разума и сердца. Разум подсказывает, что надо задуматься о щенке или собаке. Сердце какое-то время сопротивляется такому решению. Но компромисс рано или поздно находится».
Так что же посоветовать людям, крайне тяжело переживающим уход питомца? Что делать при остром «комплексе вины»? Первое и главное – знать, что вы не одиноки в своем горе. Просто дело зашло далеко, и самостоятельно вы не можете выпутаться. Не надо переживать по этому поводу – все переживают горе по-своему. Не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью. Начните с психолога, который выслушает и даст хорошие советы.
Доктор Роджерс выделила ситуации, когда помощь специалиста просто-таки необходима.
Первое. Тот самый «комплекс вины», о котором мы говорим. Он присутствует давно, и от него никак не избавиться.
Второе. Ограниченная поддержка и непонимание проблемы со стороны семьи, друзей и коллег.
Третье. Излишняя эмоциональность и склонность переживать любое мало-мальски значимое событие.
Четвертое. Если у вас или у ваших ближайших родственников ранее диагностировались психические отклонения, вы принимаете назначенные врачами препараты.
Пятое. Наложение трагических событий друг на друга. Например, череда жизненных неудач, недавние потери родных и близких.
Шестое. Что-то вроде развившихся после потери питомца фобий, навязчивые мысли, подозрения и т.п.
Друзья, жизнь есть жизнь. Приводя в дом питомца, вы знали, что его век относительно недолог. Догадывались, что рано или поздно придется расставаться. Пожалуйста, будьте добрыми и снисходительными по отношению к самому себе. Не терзайтесь комплексом вины. Просто так было надо. Примите жизнь такой, какая она есть. И отпустите.